Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Контрреформы 1880-90-х гг.
Отход от
провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям
сразу. Прежде всего, стали все чаще практиковаться изъятия из общего
судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных
судов.
Важную роль
сыграло также примечание к ст.1 Устава уголовного
судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых
"административная власть принимает в установленном законом порядке меры
для предупреждения и пресечения преступлений и проступков". С
нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро
развиваться за счет сокращения числа дел, рассматривавшихся в общих судебных
инстанциях. Так, по известному политическому "делу 193-х" суд
оправдал большинство подсудимых. Однако после оправдательного приговора эти
люди были в административном порядке подвергнуты ссылке на поселение.
Телесные наказания, отмененные указом 1863 г., на практике продолжали
применяться в соответствии с решением Комитета министров.
В 1871 г.
дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу
жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции,
который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению
дела в административном порядке.
В 1872 г.
наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на
рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.
В 1874 г. из ведения общих судов изымаются дела о "противозаконных
сообществах" и участии в них; в 1878 г. - дела о противодействии или
сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих
преступлениях предавались военному суду.
После
покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами,
усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную
реформой. В 1881 г. было принято специальное "Положение
о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия",
закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего
судебного порядка.
Согласно
этому Положению, министру внутренних дел,
генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение
военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не
было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте
было введено "положение чрезвычайной охраны", и оно могло быть
распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в
кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к
самым суровым наказаниям.
Еще в 1866 г.
у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали
прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов.
Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. в интересах
конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться
на дому.
В 1887 г.
суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся
дело "деликатным", "конфиденциальным" или
"секретным".
В 1889 г.
вступает в действие "Положение о земских участковых
начальниках", разрушившее идею о раздельности судебной и
административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар
по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем вплоть до
1913 г. они исчезают вовсе.
В уездах
вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных
широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского
населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами
самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных
судов.
В качестве
ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование
или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового
посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание
потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со
всей откровенностью. Параллельно с земскими начальниками в уезде стали
действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у
мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо
мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй
инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного
члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских
начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким
образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными
должностными лицами.
Кассационной
инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия,
находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из
государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой
реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того,
в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организуется
специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов
ряд дел кассационного производства.
Административное
вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших
принципов судебной реформы - гласности суда, в 1887 г. было провозглашено
право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 г. резко сужается
гласность гражданского судопроизводства.
Волостные
суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено
судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение ими
телесных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают
под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали
кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и
арестовывали без особых формальностей волостных судей.
Апелляционной
инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной -
губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.
Волна
контрреформ захватила в 80 - 90-е годы и сферу органов местного
самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено "Положение
о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную
систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по
первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные
дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался
имущественный ценз.
Одновременно
с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии.
Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно
возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии
усиливался контроль администрации - земских начальников. Губернатора:
губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание.
Закон
предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского
собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и
нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".
В 1892 г,
было принято новое "Городовое положение".
Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались
практически все плательщики налогов, то согласно новому закону, в число
выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в
зависимости от ценности принадлежащего им имущества).
Вынужденное
под угрозой революционной ситуации провести в 60 - 80-е годы ряд буржуазных
по своему характеру реформ, правительство в 80 - 90-е годы наносит удар почти
по всем вновь возникшим институтам и принципам.
Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг "вправо" по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |