Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Положение о земских участковых начальниках,
комментарий.
Земский участковый
начальник, орган местной правительственной власти, соединявший в своем лице
попечительство над сельскими обывателями с обязанностями по охране
благочиния, общественного порядка, безопасности и прав частных лиц в сельских
местностях. Институт земских начальников создавался на основе законов от 12
июля 1889; Положение о земских участковых начальниках, согласно указу от 12
июля 1889, должно было постепенно вводиться во всех (34) губерниях, где
введены были земские учреждения, и, кроме того, в Астраханской и Оренбургской
губ.; в Вологодской же губ. только в 5 уездах. 6 июня 1894 земские начальники
вводятся в Ставропольской губ., 15 февр. 1899 — в остальных 4 уездах
Вологодской губ., а 12 июня 1900 — в Витебской, Минской и Могилевской губ. Во
всех означенных губерниях каждый уезд разделялся на земские участки, число
которых определялось законодательным порядком и в состав которых не входили
все губернские и уездные города, а также те заштатные города, посады и
местечки, которые были поименованы в особом Высочайше утвержденном
расписании. Каждый земский участок состоял в ведении земского начальника, не
имевшего права занимать одновременно какую-либо другую должность по
государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в
местных учебных и богоугодных заведениях. Условия, установленные Положением
от 12 июля для занятия должности земского начальника, делились на
отрицательные и положительные. Первые были изложены вполне определенно и
точно: не могли назначаться на должность земского начальника: 1) состоявшие
под судом и следствием, как и приговоренные уже к тюремному заключению или
более строгому наказанию, если даже от самого отбытия наказания они по
каким-либо причинам были освобождены; 2) исключенные со службы или из
дворянских собраний по приговорам последних; 3) объявленные несостоятельными
должниками; 4) состоявшие под опекой за расточительность.
Положительные
же условия, напротив, были неопределенны и сложны. Сообразно двоякому порядку
назначения на должность земского начальника — по представлению губернаторов и
по непосредственному выбору министра внутренних дел — различались и двоякого
рода требования, которые предъявлялись к кандидатам на означенную должность.
Представленный губернатором кандидат должен был отвечать следующим условиям:
сословная принадлежность, возраст, служба, образовательный и имущественный
ценз; но из всех этих условий только требование принадлежности к местному
потомственному дворянству являлось сколько-нибудь твердым и обязательным, все
же остальные требования или были альтернативны, или же относились не ко всем
лицам. Но несмотря на крайнюю доступность условий занятия должности земского
участкового начальника, закон предвидел возможность затруднений в нахождении
достаточного числа кандидатов на эту должность, а потому наряду с принятым
порядком замещения должности земского начальника по представлению губернатора
был установлен и другой, еще более льготный. Уже в первоначальном тексте
Положения от 12 июля 1889 министру внутренних дел предоставлено было право в
случае невозможности, за отсутствием подходящих кандидатов, заместить все
должности земского начальника обычным путем, назначать на таковые по своему
усмотрению лиц, получивших среднее образование и удовлетворявших общим
условиям гражданской службы. Высочайше утвержденным мнением Государственного
Совета от 29 дек. 1889 было устранено и требование среднего образования и осталось
только последнее ограничение — требование первого классного чина.
Земский
начальник осуществлял две функции — административную и судебную. Наряду с
этим земскому начальнику принадлежало право ревизии и надзора за всеми
установлениями крестьянского общественного управления в его участке, за
состоянием и расходованием мирских капиталов, за опекунами, учреждаемыми над
личностью и имуществом малолетних сирот сельского состояния и за
ссудо-сберегательными кассами и товариществами. Земский начальник разрешал
собственной властью все жалобы на должностных лиц волостного и сельского
управления, удалял от должности неблагонадежных волостных и сельских писарей,
рассматривал все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами, и
останавливал исполнение тех приговоров, которые выносились не согласно
законам и вели к ущербу сельского общества или нарушают права отдельных его
членов или приписанных к волости лиц. Означенные приговоры земский начальник
представлял вместе со своим заключением на рассмотрение уездного съезда —
второй инстанции новых административно-судебных учреждений; те же из
приговоров, которые касались продажи имущества, принадлежавшего малолетним
крестьянам, а также отказа их от причитающегося им надела, равно как
приговоры об удалении в Сибирь порочных членов крестьянского общества и о
непринятии последним в свою среду лиц, опороченных по суду, представлялись
земским начальником непосредственно в высшую кассационную инстанцию —
губернское присутствие. Независимо от этого земский начальник имел надзор за
деятельностью волостных старшин и сельских старост по охране благочиния,
безопасности общественного порядка и по предупреждению и пресечению
преступлений и проступков; он приводил в исполнение все поручения уездного
съезда и постановления и распоряжения губернского присутствия, открывал
избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания
от крестьянского сословия и исполнял обязанности по выкупу наделов
крестьянами. Возлагая на земских начальников множество административных
обязанностей, законодатель вместе с тем весьма широко намечал пределы его
власти: согласно ст. 61 Положения, земский начальник имел право в случае
неисполнения законных распоряжений или требований его лицами,
подведомственными крестьянскому общественному управлению, подвергать таковых
без всякого формального производства, лишь с составлением протокола, аресту
на срок не св. 3 дней или денежному штрафу не св. 6 руб.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |