Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Развитие права в начале XX в.
Система
источников права в этот период пополняется новыми элементами: постановлениями
Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили
подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных
органов.
Одновременно
с этим появляется большое число актов, именуемых "временные
правила". Появляясь как чрезвычайные, направленные на вполне конкретную
ситуацию акты, они приобретали характер законов. Определение
"временные" наиболее адекватно отражало направленность
законотворчества в период реформ.
Наряду с
постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный,
правоустанавливающий характер и часто определявшие структуру и функции новообразуемых органов власти и управления.
В большом
числе издавались указы, как правило, направленные на проведение вполне
конкретных правовых акций и преобразований.
При
реформировании системы государственных органов или создании новых принимались
акты, носившие названия учреждений. В наименованиях наиболее фундаментальных
актов используется термин "закон".
Кодификационная
работа проводилась в целом ряде учреждений: эти задачи возлагались на особое
отделение государственной канцелярии (по изданию Свода Законов), департаменты
Сената, Государственный совет и Государственную думу, Совет министров и
отдельные министерства и управления. Руководство этой работой осуществлял
Сенат, в начале революции было создано Юридическое совещание, выполнявшее
функции руководителя всей кодификационной деятельностью.
В 1882 г.
указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая
подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных
отношений. Как общее правило поведения для всех граждан закон становится в
рассматриваемый период главным источником права. Закон в материальном смысле
отличался от закона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры,
принимаемой в конкретном случае.
Закон должен
был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала совместная
власть: Государственной думы, Государственного совета и императора (указ мог
исходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на
предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные
(дополнявшие волю частных лиц).
По
пространству действия законы делились на общие (действовавшие на всей
территории империи), местные (действовавшие на ее части), особенные
(действующие в отношении особого рода дел) и специальные (действующие в
отношении особых категорий лиц).
Действие
закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он
вступал с момента получения на данной территории листа сенатского издания
Собрания Узаконении и Распоряжений правительства (если в самом законе не был
указан срок вступления его в силу).
Правило, что
закон не имеет обратной силы, было рассчитано на суд, а не на законодателя.
Толкование
законов осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.
Правовое регулирование
экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие
юридической техники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.
Подробно
разрабатывается понятие юридического лица. Последние подразделялись на
публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и
частные.
В качестве
таковых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения.
Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц,
концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации)
порядком.
Товарищества
подразделялись на полное, по вере и акционерное.
Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной
деятельности и торгового оборота появляется "Торгово-промышленное
предприятие". Оно могло иметь различные конкретные виды - тресты,
синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус
предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного
законодательства отмечались две особенности:
1. нормативное регулирование коммерческой
деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот;
2. демократизация, коммерциализация старых
организационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленных
органов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и
т.д.).
При
учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о
купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении
Министерства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство
по особому департаменту (1905 г.).
В годы войны
чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфере:
военно-промышленные комитеты использовали административные методы
регулирования, особые совещания (полугосударственные - полуобщественные
организации) подменяли и контролировали деятельность государственных
хозяйственно-управленческих структур.
Нормирование
цен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции стали
чрезвычайными мерами в период войны. Ограничивались сделки с некоторыми
товарами. Запрещался, например, залог хлеба, этот продукт подвергался
нормированному распределению. Продажа земли была вновь разрешена только по
закону о сделках по купле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить
некоторые продовольственные товары за пределы района, где они производились.
Используя
старые правовые акты (Свод законов) законодатель активно дополнял и толковал
их, вводя в оборот новые подзаконные нормы.
Изменения в
судебном праве, происходившие в начале XX в. своими корнями уходили в постреформенный
период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь
либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная
казнь, 1886 г. расширяется право присяжных в процессе - они получают
возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только
коронный суд).
С 1899 г. в
судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в
русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного
освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном,
заключении стало зачитываться в срок заключения. В 1915 году суду
предоставляет право восстановления в правах или реабилитация.
В годы войны
процессуальное и судебное право подвергаются изменениям, вызванным чрезвычайными
обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в
исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты,
корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Новым
явлением стала административная юстиция, прототип арбитража, появление
которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и
связей.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |