Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Оформление конституционной монархии в
России
Революция
1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в
конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия
сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта
Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской
власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина
"неограниченная".
Политико-правовые
факторы, которые привели к трансформации государственного и политического
строя России стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В
начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, поводом для которого
стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию
вузов. Движение приобрело политический характер.
Правительство
издает в конце 1901 г. "Временные правила о студенческих
учреждениях" (кассах взаимопомощи, кружках и пр.), пытаясь частично
удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии
университетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции
нарастала.
С 1896 г. в
стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло
сто двадцать стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.
Весной 1902
г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает
"Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности",
которое ставит перед собой задачи: облегчение выхода крестьян из общины,
поощрение хуторских выделов, предлагает считать "подворное землевладение
личной собственностью.
В феврале
1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в
деревне. Вместе с тем, в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости
надельных земель.
В мае 1902 г.
проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в
ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые
подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и
потребовали широких политических прав и свобод.
Правительство
в ответ на это давление издает в декабре 1904 г. Манифест, в котором
обещается ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями,
издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность
суда, ограничение исключительных законов. В манифесте были однако отвергнуты
притязания земцев на вхождение в Государственный совет.
Летом 1904 г.
был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период
"политической весны" (новый министр Святополк-Мирский вернул из
ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских
совещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел
демонстрации 9 января 1905 г. и поражения в войне с Японией послужили толчком
к углублению революционного кризиса.
Летом 1905 г.
образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась
в "Союз союзов", выставивший политические требования:
демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве
образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием
эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге
создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением,
переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.
На пути
конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17
октября 1905 г.. провозгласивший введение гражданских свобод и организацию
законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую
власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную
парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для
императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и
Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без
императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный
совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан
государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура
Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и
канцелярии.
С января 1905
г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В
октябре 1905 г. происходит реорганизация Совета министров, который
превратился в постоянно действующий орган. Акт, которым было осуществлено
преобразование, назывался: "О мерах к укреплению единства в деятельности
министерств и главных управлений". Функции упраздненного в апреле 1906
г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично
Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем и им
же назначались, правительство еще не приобрело характера "буржуазного
кабинета". Происходила достаточно частая смена председателей Совета
министров: октябрь 1905 г. - апрель 1906 г. - Витте, апрель 1906-июль 1906 -
Горемыкин, июнь 1906-сентябрь 1911 г. - Столыпин, сентябрь 1911 - январь 1914
г. - Коковцев, январь 1914 - январь 1916 г. - Горемыкин.
В период
революции оживилась деятельность первого и второго департамента Сената, а в
связи со столыпинской аграрной реформой - деятельность аграрного
департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству
юстиции.
Происходили
перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомство с другими
министерствами привело к появлению Совета государственной обороны.
Департамент
полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству
внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: четвертое делопроизводство
осуществляло надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906
г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.
Тогда же было создано Главное -управление по делам печати.
Аграрная
реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного
управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое
управление.
В октябре
1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое
вошел Страховой совет.
Система
местного управления также подверглась определенным изменениям: при охранных
отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы,
происходила децентрализация органов политического сыска, создавались
окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения.
Цензурные
органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации
образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.
С 1906 г.
каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену
Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали
выбирать мировых судей, институт фактически упраздненный в 1889 г. Мировые
суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт
земских начальников.
Представительные
органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые
комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные и
региональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911 г.
получили землеустроительные комиссии - административно-судебные учреждения по
делам о землеустройстве.
Ширилось
кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято "Положение об
учреждении мелкого кредита", предусматривавшее создание кредитных,
ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс.
В 1897 г.
принимается примерный Устав потребительских кооперативных обществ, а в 1898
г. - уставы сельскохозяйственный обществ и товариществ.
В 1908 г. в
Москве состоялся первый кооперативный съезд, в 1912 г. в Петербурге - Съезд
представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации.
Закладывались
организационные и правовые основы новой общественной и государственной
системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |