Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
|||||||||||||||||||||||
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Реформа образования в России XIX в.
Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов.
СПБ. 1903.
Начальные или народные школы имеют своею задачею сообщение основных
первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития.
«Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду
удовлетворение потребностей всего народа.
До Петра Великого заботы о народном образовании всецело лежали на
церкви и духовенстве. В эпоху Петра. Великого правительство впервые начинает
заботиться об устройстве школ, но развитие их шло весьма медленно. В
царствование Екатерины II, особенно со времени образования в 1782 г.
«Комиссии об учреждении народных училищ», многие города были обеспечены
школами: в губернских городах созданы были так называемые главные
четырехклассные народные училища, и в уездных — малые двухклассные. В
селениях же только в первой половине настоящего столетия начали устраивать
народные школы, и прежде всего в селениях государственных крестьян,
стараниями министерства государственных имуществ.
Знаменательную эпоху в развитии начальной школы составляет
царствование Александра II. Важнейшая из реформ этого царствования,
упразднение крепостного права в 1861 г., дала особенно сильный толчок
развитию начального образования, потребность в котором стала все более и
более отчетливо сознаваться и самим крестьянским населением, и образованными
классами общества. Удовлетворению этой потребности в весьма значительной
степени содействовали земские учреждения, созданные в 1864 г., и городские
управления после реформы их в 1870 г. В царствование Александра II создана
была совершенно новая организация всего дела начального народного
образования, в основу которой легло Положение о начальных народных училищах
1864 г. (существенные черты этого сохранены и в позднее изданном Положении
1874 г., действующем и в настоящее время). О росте начальных школ в эпоху
Александра II дают понятие следующие цифры. В 1856 г., по произведенному
подсчету начальных народных училищ, во всей Империи их оказалось 8.227 с
450.000 учащимися (при чем в 3 прибалтийских губерниях было 1,753 школы). В
конце же царствования Александра II, a именно в
1880 г., по данным произведенного тогда первого специального статистического
исследования школьного дела, сельских начальных училищ всех ведомств и
наименований в 60 губ. Европейской России оказалось 22.770 с 1.140.915
учащимися. По размерам расходов на содержание училищ первое место занимали
земства (в земских губерниях они покрывали 53,2% всей суммы расходов), затем
— сельские общества (они несли 33,7% расходов во всех губерниях); на долю
государственного казначейства приходилось только 12,1% всех расходов (а в
земских губерниях только 9%). По времени своего основания училища
распределялись следующим образом: училищ, открытых до 1861 г., было всего
4.622 (или 22%), с 1861 по 1863 г.—1.984 (или 9,4%) и с 1880 г.—14.466 (или
68;6%).
Следует заметить, что главное заведывание начального образования сосредоточено,
с одной стороны, в министерстве народного просвещения, в ведение которого
постепенно были переданы от других ведомств начальные школы, и с другой—в
ведомстве Св. Синода с его органами, которым принадлежит заведывание
церковно-приходскими школами и школами грамоты.
Местными органами министерства народного просвещения по заведыванию
начальными школами являются попечители учебных округов, директора и
инспектора народных училищ. Губернаторам также принадлежит общее наблюдение
за ходом и направлением первоначального обучения в губернии, при чем они
имеют право сообщать министерству народного просвещения свои замечания и
соображения. В зависимости от различий в административном устройстве
отдельных местностей Империи, порядок заведывания начальными школами не везде
одинаков. Основною и преобладающею является организация, существующая в 34
губерниях, в которых введены земские учреждения и в которых начальное
народное образование регулируется Положением о начальных народных училищах
1874 г. По этому положению, начальные народные училища учреждаются земствами,
городскими управлениями, сельскими обществами и частными лицами. Кроме
директоров и инспекторов народных училищ, учебною и административною частью в
них, по положению 1874 г., заведуют губернские и уездные училищные советы. В
состав уездного училищного совета, находящегося под председательством
уездного предводителя дворянства, входят: инспектор народных училищ, по
одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и
от епархиального ведомства, два члена от уездного земского собрания и один
член от городского общества, если город дает средства на школы; кроме того, в
уездном училищном совете могут участвовать местные земские начальники при
рассмотрении дел, касающихся их участков, a также
земские врачи по вопросам санитарно-гигиеническим. Губерский
училищный совет находится под председательством губернского предводителя
дворянства и состоит из директора народных училищ, по одному представителю от
министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального
ведомства и двух членов от губернского земского собрания. Для учреждения
училища необходимо предварительное разрешение инспектора и согласие
председателя уездного училищного совета. Учредителям училищ предоставляется
избирать для заведывания ими особых попечителей, утверждаемых губернским
училищным советом. Приискание кандидатов на места учителей, которыми могут
быть и духовные, и светские лица, принадлежит учредителям или содержателям
училищ, a утверждение в должности—уездным училищным
советам. Последним принадлежит также право увольнения учителей от должности и
закрытия училищ; временное же устранение учителей и временное закрытие
училища, в случае обнаружения каких-либо беспорядков, может последовать по
соглашению инспектора народных училищ с председателем училищного совета.
Предметами учебного курса в начальных народных училищах являются: Закон Божий
(краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и
церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное
пение. Кроме этих обязательных предметов, в училищах могут быть преподаваемы
ремесла и рукоделия. В губерниях Царства Польского надзор за начальными
народными училищами принадлежит начальникам учебных дирекций и инспектору
училищ Варшавы. Хозяйственною частью заведуют гминные
и сельские сходы. В губерниях Прибалтийских заведывание начальными народными
училищами находится под общим наблюдением директоров народных училищ в руках
высших и уездных комитетов и местных правлений школ. На Кавказе и в других
местностях преобладает единоличный порядок управления начальными народными
училищами—директорами и инспекторами их.
Значительное число начальных народных училищ, как сказано выше,
находится в ведении Святейшего Синода. Это — церковно-приходские школы и
школы грамот. Церковно-приходские школы начали устраиваться уже давно, но
особенное внимание на их развитие было обращено в 80-х годах. В 1884 г.
издано было Положение о церковно-приходских школах, по которому эти школы
устраиваются приходскими священниками или другими членами причта на средства
прихода, с пособием от сельских обществ, казны или частных лиц. Школы эти
имеют целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности
христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Они могут быть одноклассными с двухлетним курсом и двухклассные с
четырехлетним. В них преподаются—Закон Божий, церковное пение, чтение
церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения, a в двухклассных, кроме того, начальные сведения из
истории церкви и отечества. В 1886 г. при Святейшем Синоде учрежден совет для
надзора за этими школами, a в 1888 г. были изданы
правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов для
церковно-приходских школ.
Ведению духовенства подлежат также школы грамоты, имеющие своею
задачею сообщение первоначальных сведений. В них преподаются, в меньшем объеме,
чем в церковно-приходских школах, Закон Божий, чтение церковно-славянское и
русское, письмо, начальное счисление и церковное пение с голоса обучают в
школах грамоты члены причтов и светские учителя православного исповедания,
назначаемые по соглашению учредителей школы с приходским священником.
Окончание курса в школе грамоты дает льготу по воинской повинности только при
условии выдержания особого испытания в
экзаменационной комиссии духовного ведомства наравне с учениками
церковно-приходских школ.
В постановке церковно-приходских школ в последние годы произошла
значительная перемена, получившая законодательное выражение в новом
«Положении о церковных школах ведомства православного исповедания», изданном
в 1902 году. При первоначальном развитии церковных школ их сторонники
указывали, что желательность и целесообразность их устройства опираются на
ряд особенностей и преимуществ, ими представляемых. Указывалось, что
церковные школы дешевле светских, так как они пользуются даровым трудом
духовенства, членов церковного причта; они не преследуют тех сложных задач,
которыми задаются начальные светские школы, a
ограничиваются самым необходимым запасом сведений, отчего курс в них короче и
они опять-таки стоят дешевле, a вместе с тем они
больше подходят к требованиям сельского населения. Они дешевле и потому еще,
что при несложном курсе и при надзоре со стороны местного священника они
могут довольствоваться учителями с меньшею подготовкою и с меньшим
жалованьем. Вместе с тем, так как церковные школы находятся в ведении
местного духовенства, то не требуется сложной и дорогой организации для
надзора за ними.
Между тем все эти соображения сторонников церковной школы вскоре были
опровергнуты требованиями действительности. Прежде всего выяснилась
потребность особой организации надзора за церковными школами, учреждены были
платные должности епархиальных и уездных наблюдателей. Выяснилась также
необходимость поднятия низких норм вознаграждения учителей, a также увеличения продолжительности курса. Вначале даже
двухлетний курс считался слишком продолжительным, и усиленные работы были
направлены на развитие школ грамоты. Последние однако оказались
малополезными, и за последнее время число их стало медленнее увеличиваться,
чем прежде, и большее внимание уделено было устройству церковно-приходских
школ, при чем в них двухлетний курс был заменен трехлетним, a по новому Положению рекомендуется устройство
церковно-приходских школ с четырехлетним и даже пятилетним курсом. Эти меры
естественно вызывают и необходимость увеличения требований образовательного
ценза учителей. Таким образом по своей постановке церковные школы все более
приближаются к школам светским, и от дальнейшего раз-вития этого процесса
конечно могут только выиграть потребности народного образования.
К начальным школам относятся также, так называемые городские училища
и уездные училища. Организация городских училищ регулируется изданным в 1872
году особым положением о них, и с тех пор, наряду с вновь создаваемыми
городскими училищами, многие уездные училища были преобразованы в них.
Городские училища представляют собою низшие школы с несколько более широкою
программою преподавания, чем обыкновенные начальные и церковно-приходские
школы. В них преподаются: — Закон Божий, чтение и письмо, церковно-славянский
язык, арифметика, начальные основания геометрии, география и история (главным
образом, русская), сведения из естественной истории, физики, черчение и
рисование, пение и гимнастика. Городские училища бывают 2-х, 3-х, 4-х и даже
6-ти классные. Городские и уездные училища содержатся преимущественно на счет
казны и управляются непосредственно органами министерства народного
просвещения; земства и города, дающие средства на их содержание, имеют своих
представителей в школьных советах этих училищ.
Особую группу начальных школ составляют иноверческие конфессиональные
училища и инородческие школы. Эти школы распространены в тех местностях, где
преобладает иноверческое население, как-то: в Прибалтийских губ. и поволжских
колониях с лютеранским населением, в южных, восточных и юго-восточных губ. и
на Кавказе и в Туркестане с магометанским населением и в губерниях еврейской
оседлости.
Наконец, к начальным школам относятся воскресные и вечерние школы.
Впервые воскресные школы возникли в конце 50-х годов и получили довольно
широкое развитие особенно в больших городах. Затем в 70-х гг. их развитие
приостановилось, и лишь в половине 80-х годов снова начали устраиваться такие
школы. Воскресные и вечерние школы бывают мужские, женские и редко смешанные.
Они устраиваются преимущественно частными лицами с разрешения или инспектора
народных училищ, или епархиального начальства, смотря по тому, в чьем
ведомстве они состоят. Обучение в этих школах всегда бесплатно. Состав
учащихся в них крайне разнообразен, начиная с малолетних и кончая взрослыми и
пожилыми. В виду этого различия в подготовке, воскресные школы имеют
обыкновенно несколько подразделений. В некоторых воскресных школах число
учащихся весьма значительно; особенною известностью пользуется Харьковская
женская воскресная школа, насчитывающая в год до 750 учениц, при 70—80
учительницах. Точных данных о числе воскресных и вечерних школ не имеется. В
записке, составленной для нижегородской выставки (1896 г.), указывается, что
число городских воскресных и вечерних школ несколько превышает 200. Такие
школы существуют также в селах и деревнях. Исключительную местность по
количеству воскресных школ представляет Кубанская область, в ней
насчитывается до 100 воскресных школ в станицах.
О современной постановке начального образования в России интересные и
поучительные данные сообщены в третьем выпуске «Статистических сведений по
начальному образованию в Российской Империи», издаваемых министерством
народного просвещения.
По этим данным, общее число начальных училищ общеобразовательного
характера по всей Империи составляло к 1 января 1899 г. 78,699 при 4,203,246
учащихся. Училища эти состояли в ведении девяти министерств и главных
управлений. Наибольшее число училищ сосредоточивалось лишь в двух
ведомствах—народного просвещения и духовном. Эти два ведомства имели вместе
77,074 училища или 98% общего их числа, при 4,126,182 учащихся, что
составляло 98,1% всего числа учившихся в начальных училищах. Все остальные
ведомства имели вместе 1,625 училищ или 2% общего их числа и 77,064
учившихся, что составляет 1,9% общего их количества.
Министерство народного просвещения заведывало
37,046 училищами или 47,1% всего числа училищ, в которых было 2,650,058
учащихся или 63% общего их числа. Духовное ведомство считало 40,028 училищ
или 50,9% общего числа и 1,476,124 учащихся или 35,1% всего их числа. Таким
образом министерство народного просвещения имело на 4% меньше училищ, чем
духовное ведомство, но в этих училищах воспитывалось большее на 28% число
учащихся.
Приведенное выше общее число училищ обнимает все начальные училища в
Империи, как для детского возраста, так и для взрослых. Назначенных для
детского возраста начальных училищ к 1 января 1899 г. было всего 76,914 или
97,7% общего числа заведений для начального образования. Училось в них детей
4,114,201; из них мальчики составляли 75% и девочки 25%. В указанном числе
училищ (76,914) для детского возраста 73,927 училища или 94% принадлежат к
группе начальных училищ в тесном смысле, т. е. таких, которые, по выражению
цитированного издания, «не задаваясь целью сообщения реальных знаний, дают
только одну грамотность, более или менее осмысленную»[2]; остальные 2,987
училища, или 6%, составляют группу училищ высшего типа, «которые, сверх
осмысленной грамотности, сообщают еще и известную сумму реальных знаний, свойственных
первой ступени общего образования»[3]. — Наибольшее число начальных училищ, a именно 90% действовали в селениях; 10%—в городах.
Названное статистическое издание дает интересный материал для
выяснения, какой степени достигло современное состояние дела народного
образования. С этой точки зрения важны цифры, показывающие отношение числа
училищ к пространству и населению. Оказывается, что по всей Империи, в
среднем, 1 училище приходится на 243 квадр. версты и на 1,676 душ населения.
Особенно характерным представляется отношение числа училищ к числу населения.
Если принять во внимание общее число населения и в составе его число детей
школьного возраста, a также господствующий теперь
тип начальной школы, то для того, чтобы все детское население могло быть
принято в школы, нужно, чтобы одна школа приходилась по меньшей мере на 700
душ; в действительности же в на-стоящее время 1 школа приходится на 1,676
душ. Таким образом школ у нас более чем в два раза меньше, чем нужно для
удовлетворения школьной потребности детского населения. По отдельным же
местностям указанное отношение представляется особенно неблагоприятным: даже
в Московской губернии одно училище приходится на 1,538 душ, в Киевской—на
1,778 душ; в Сибири же есть области, где (в Якутской) 1 училище приходится на
3,537 душ, a в областях Средней Азии указанное
отношение колеблется между 1:3,596 (Тургайская) и 1:97,526 (Ферганская).
Другим также очень характерным показателем современного состояния
начального образования является отношение учившихся и неучившихся
детей школьного возраста. Применительно к данным переписи 1897 года число
детей школьного возраста в 1898 г. может быть определено в 11,600,668.
Числилось учившихся детей 4,114,201 и следовательно 7,486,467 детей
оставались без обучения. Учившиеся дети составляли 35,5%, a
неучившиеся 64,5% общего числа детей школьного
возраста. Число учившихся к общему числу всего населения относилось как 1:31
или, другими словами, учившиеся составляли в общем 3,2% общего населения
Империи. Этот показатель образования служит весьма наглядным выражением
слабого развития у нас народного образования, особенно при сравнении его с
показателем образования в других странах. В половине 90-х годов показатель
образования составлял: в Соед. Шт. Сев. Амер. - 22,36; в Швейцарии - 19,0; в Германии - 18,8; в
Англии - 16,6; во Франции - 14,7; в Швеции - 14,43; в Норвегии - 14.07; в
Австрии - 13,10; в Испании – 8,44; в Японии - 7,57; в Италии - 7,01; в
Болгарии - 5.45.
Показатели образования у нас были неодинаковы для мужского и женского
населения: 1 учившийся приходился на 20 душ общего мужского населения, 1
учившаяся приходилась на 63 души общего женского населения.
В некоторых внутренних губерниях процент учившихся представляется
весьма благоприятным: так, из 1.000 мальчиков школьного возраста училось в
Ярославской и Тверской губ. 880, в Смоленской 900, Олонецкой
920, Калужской 940, a в Тульской губернии весь
школьный возраст мальчиков учился. Любопытно, что отношение учившихся девочек
именно в этих губерниях представляется неблагоприятным: так, в Тульской губ.
100% мальч. и 28% Дев., в Калужской—94% м. и 24%
д., в Олонецкой—92% м. и 29% д., в Ярославской—88%
м. и 33% д., в Тверской—88% м. и 27% д., в Смоленской—90% м. и 17% д.
Составитель рассматриваемых данных находит объяснение этому явлению в том,
что в указанных центральных местностях, где потребность образования ощущается
особенно сильно (по сравнению с инородческими губерниями, где процент
учащихся девочек меньше отстает от процента учащихся мальчиков), девочкам
труднее проникать в училища, ибо при приеме везде отдается предпочтение
мальчикам перед девочками.
При сравнении показателей образования для городского и сельского
населения обнаруживается, что в 68 губерниях и областях баланс склонялся на
сторону городских (максимальная разность в пользу городов выразилась цифрою
48% в Вятской губ.), a в 19 губерниях сельские
обыватели учились больше, чем горожане (любопытно, что к числу этих губерний
относятся Московская, где разность в пользу сельчан выразилась 21%, и
С.-Петербургская с разностью в пользу сельских училищ в 50%).
В названном сборнике находим, далее, сведения о средствах на
содержание школ. Из них видно, что на содержание начальных училищ Империи в
1898 г. было израсходовано 40.612.872 руб. Сумма эта поступила из следующих
источников и в следующем размере: из государственного казначейства 8.681.934
руб. или 21,4%, от земств и из земских сборов 8.940.200 руб. или 22%, от
сельских обществ 7.290.111 руб. или 17,9%, от городских обществ 5.446.472
руб. или 13,4%, пожертвований частных лиц и обществ 5.062.692 р. или 12,5%,
платы за ученье 2.764.564 руб. или 6,8% и прочих источников 2.426.899 руб.
или 6%.— Расход по содержанию училищ падает в среднем по Империи в размере
32,1 коп. на 1 душу общего населения.
Заслуживают, наконец, внимания данные об успехах начального народного
образования за последнее время. Из сравнения данных 1885 г. и 1898 г.
обнаруживается, что в 1885 г. начальных училищ всех ведомств было 40.010, так
что, при населении в 106.610.814 душ, 1 училище приходилось на 2.665 жит.: в
1898 г. было 76.914 училищ при населении в 126.368.827 душ, или 1 училище
приходилось на 1.676 жит. Таким образом, в то время, как население
увеличилось на 19%, число школ увеличилось на 92%, т. е. рост школ почти в
пять раз превысил рост населения.
По отдельным районам Империи отношение роста населения и роста училищ
весьма разнообразно. Наиболее благоприятные данные представляет Кавказский
Край: тогда как население за время с 1885 г. по 1898 г. увеличилось на 27%,
число училищ возросло почти на 200% (в 1885 г. было 972 учил., в 1898
г.—2.897). Обратное явление представляют Привислянский
Край (где образовательные средства уменьшились почти на 20%) и Прибалтийские
губернии (в Лифляндской губ. в 1885 г. 1 училище
приходилось на 630 жит., a в 1898 г. на 788; в Эстляндской губ. в 1885 г. на 580, a
в 1898 г. на 671 и в Курляндской губ. в 1885 г. на 1.147, a
в 1898 г. на 1.166).
В общем, в 14 губерниях и областях, инородческих и окраинных,
народное образование не сделало успехов в рассматриваемый период времени, a в 67 губерниях и областях обнаружился несомненный
прирост образовательных средств, хотя и в далеко не равномерной степени.
Соответственно развитию средств начального образования, возросло в
указанный период и число учащихся. В 1885 г. учившиеся в начальных училищах
Империи составляли 2,1% общего населения, a 1898 г.
они составляли 3,3%. Таким образом общий прирост учившихся может быть
определен в 57%. Небезынтересно отметить, что почти весь прирост учащихся
должен быть отнесен на долю сельского населения: городское население дало
прирост в 10%, a сельское—в 68%.
О степени успехов в области развития начального образования можно
также судит по количеству грамотных в среде призываемых к отбыванию воинской
повинности. Оказывается, что по всей Империи в составе новобранцев грамотных
было в 1885 г. 27%, a в 1898 г.— 45%. По некоторым
губерниям возрастание[4] процента грамотных новобранцев представляется весьма
значительным:
Приведенные данные свидетельствуют об очень значительных успехах в
развитии начального образования, хотя, как указано, в России много еще нужно
сделать для того, чтобы потребность в образовании получила полное
удовлетворение.
Весьма важным условием успешного развития народного образования
является обеспечение достаточного контингента хорошо подготовленных учителей.
Для этой цели у нас существуют специальные учебные заведения: учительские
институты, которых имеется в различных учебных округах 11 с 619 учащимися, и
учительские семинарии и школы, число которых 61 с более 4.500 учащихся
Большинство этих заведений основано в 70-х годах. Учительские институты имеют
целью подготовлять учителей городских училищ, учительские семинарии—учителей
начальных народных училищ. И в тех и в других заведениях курс обучения — трехлетний.
В учительских институтах преподаются: Закон Божий, педагогика, русский язык и
церковно-славянское чтение, арифметика, начальная алгебра, геометрия, история
русская и всеобщая, география русская и всеобщая, естественная история и
физика, черчение и рисование, чистописание, пение и гимнастика. Программа
учительских семинарий несколько уже. В обоего рода заведениях преподаются
также различные ремесла. Для практических занятий с целью подготовки
воспитанников к будущей их деятельности при учительских институтах существуют
городские училища, при учительских семинариях—начальные народные училища. Эти
заведения содержатся на казенный счет; на содержание некоторых семинарий
отпускаются пособия от земства или из других местных источников.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |