Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Государственно-политический кризис 1850-х
гг.
В первой
половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для
буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и
крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный
оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли
свои земли, попадавшие в заклад.
Крымская
война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне
показало неэффективность социальной и экономической системы России.
За период с
1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний,
которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.
Кризисная
ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии
революционного движения, пик которого пришелся на 1859 - 1861 гг.
В феврале
1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в
котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского
мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы.
Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в
Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: "Гораздо
лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".
Появилось
большое число проектов и предложений об отмене крепостного права. В начале
1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф
жандармов А. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей
гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный
комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские
дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В
1858 - 1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были
выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые
правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли
представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.
Позиция
правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и
реакционерами. Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному
освобождению крестьян и введению военного управления в форме
генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали,
что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Начинает укрепляться
мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в
собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и
приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка
зрения становится превалирующей. В заседаниях Главного комитета определились
две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в
руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства,
вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп
и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.
Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. -
выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников.
Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано
предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).
В Главный
комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и
редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии,
работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В их
вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и
специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева
руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся
императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти
своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации
ими проектов крестьянской реформы в конце I860 г. В проекте комиссий
крестьянская реформа делилась на две главных стадии:
|
Высшее
юридическое образование ON-LINE |