Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Изменения в правовом положении церкви
Еще в 1649 г.
был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все
церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью
подчинить церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г.
Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими
полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением,
контролировавшим и управлявшим духовенством, церковными вотчинами и их
населением.
В 1700 г. в России
упраздняется патриаршество. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, стоящая
в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем
самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к
Сенату (полное название органа: Святейший
Правительственный Синод). Однако расширения компетенции Синода не
произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела,
связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и
экономическая самостоятельность церкви охранялась, особенно на уровне местных
органов.
В 1726 г.
была сделана неудачная попытка разделить синод на два департамента: первый,
состоящий из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов
от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими
делами церкви. Второй, состоящий из светских чиновников
должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы
церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления.
В 1744 г.
архиерейские домовые правления (исполнительные органы архиереев в епархиях)
преобразуются в консистории. В них входили светские чиновники-секретари, в
присутствии находилось пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных
органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.
Новые
политические взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали
правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства.
Необходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных
органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании
стала секуляризация церковных земель в 1762- 1764 годах.
Уже в первой
четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной
системе:
1) император стал источником и носителем высшей
власти в православной церкви, власть церкви стала производной от
государственной власти;
2) император осуществлял свою власть в церкви в
рамках государственного законодательства;
3) Священный Синод стал органом распорядительной
власти императора;
4) церковная организация стала частью
государственного аппарата, его ведомством. Как государственная, власть
монарха была поставлена над церковью.
Разработка
положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд
существенных вопросов о господствующем положении православной веры. Отход от
православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались
тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.
Правовой
статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их проповедь
(не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось распространение
нехристианских вероучений, прежде всего, мусульманства.
Приверженцы
раскола получали право на равный с другими подданными суд. Облагались обычным
(не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности
ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.
В области
брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. Вполне
законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания.
Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли
быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных
дети считались православными. Наступление государства на имущественные права
церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и
крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим
имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка. В 1764 г. была
проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась
вотчинных прав, свыше девятисот тысяч душ перешли в собственность казны и под
давление Коллегии экономии.
Из двадцати
шести епархий только три оставались на прежнем материальном обеспечении,
остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из девятисот
пятидесяти четырех монастырей оставалось триста восемьдесят пять, остальные
закрывались. Только пятая часть доходов с прежних земель отводилась на
содержание церкви.
В
"Наказе" Екатерины II (1768 г.) наряду с тремя общественными слоями
(дворянство, "средний род людей", крестьянство) духовенство не
упоминалось как особое сословие, подчеркивался принцип свободы
вероисповедания. Ограничено было и участие духовных лиц в работе Уложенной
комиссии, высказывались даже предложения о полном упразднении Синода и замене
его чисто государственным органом по делам церковного управления. Сокращалось
влияние церковных судов и давалась четкая
регламентация их полномочий, чисто юридические принципы вытесняли нормы
церковные и нравственные. Многие правонарушения, касавшиеся церкви,
приравнивались к должностным, общеуголовным
и утрачивали черты квалифицированного преступления. 3ато причастность
духовного лица к преступлению рассматривалась как отягчающее обстоятельство.
Проекты, выработанные в Уложенной комиссии уложения, определили дальнейшее
развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода
вероисповедания. При введении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях
передавались в совестные суды, с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные
городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С
1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.
Нa
разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно - и
церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до сорока лет призвали в армию.
Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной
бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с
1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.
С 1783 г.
вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были
отменены телесные наказания для духовных лиц.
В начале XIX
в. правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и
окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов
предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав
управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных
дел и народного просвещения. Министру передавались административные функции
Синода, устанавливался контроль за его судебной
деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824
г. министерство ликвидируется. Во второй четверти XIX в.
в ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые
вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-е годы в
непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцелярия Синода и
комиссия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия
обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору.
Все исполнительные органы Синода оказались подчиненным одному лицу, а высший
орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата,
утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к
светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и
административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической
системы и центра.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |