Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Развитие государственной системы во второй
четверти XVIII в.
После смерти
Петра I роль Сената, как центрального органа управления начинает снижаться. С
1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя
в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной
власти (в отсутствие государя).
В 1718 г.
начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление.
Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он
превращается в совещательный орган при государе.
С 1722 г.
Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии
возглавив систему контрольных органов.
В 1726 г.
создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех
вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал
рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов.
При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.
Верховный
Тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются
либо императрицей (Екатериной I) либо Верховным Тайным советом.
В 1730 г.
этот орган управления упраздняется и в 1731 г. его место занимает Кабинет
министров, выполнявший совещательные функции при императрице (Анне
Иоанновне). С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями,
полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы.
Кабинет
министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив
все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти
департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.
В 1741 г.
Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь
превращается в высшее политическое учреждение, активно включившись в
управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный
орган, решающий вопросы государственного управления - Кабинет ее величества,
возглавляемый секретарем императрицы (Елизаветы Петровны). В 1762 г. Петром
III учреждается Императорский совет состоявший из восьми человек, который в
1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточивший свою
деятельность на внутренней политике и включавший всех руководителей
центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801, затем был заменен
Непременным Государственным Советом. С 1763 г. Сенат
превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести
департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным
делопроизводством, второй - собственно судебными делами (надзором, обобщением
практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций
(администрацией, финансами), четвертый - военными делами, пятый - местной
администрацией, шестой - местными судами.
С 1801 г.
Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.
Столь частые
изменения в структуре высших органов власти и правления были обусловлены
борьбой двух начал власти: бюрократического и личного. Укрепление абсолютной
монархии питало каждое из этих начал - власть монарха становилась
неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический
аппарат, который в свою очередь все более начинал работать на себя. Законы
бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господствующим. В
этой коллизии монарх был вынужден обращаться к "верным людям",
узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.
В 70 - 80-х
годах XVIII в. большая
часть коллегий ликвидируется или преобразуется, но в 1796 г. они вновь
восстанавливается введением в них принципа единоначалия, во главе каждой
стоял директор (позднее министр). Централизация и бюрократизация
государственного аппарата достигают предела, он представляет
из себя закрытую и самодостаточную систему.
В свою очередь замкнутость правящей группы вызвала негативную реакцию других
более широких слоев правящего класса - придворных, гвардии, аристократии
столичного и провинциального дворянства. Потеря правящей верхушкой социальной
опоры приводила к ее свержению путем дворцовых переворотов. Гвардия начинает
диктовать свои условия (кондиции), которые вынуждены принимать монархи.
Возникшие еще
при Петре I специальные политические репрессивные органы более интенсивно
стали развиваться во второй четверти XVIII в.
Преобразования
1713 - 1718 гг. укрепили систему розыскных канцелярий и в
1718 году образуется центральный орган - Тайная канцелярия
После ее
ликвидации в 1726 г контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к
Верховному Тайному совету, а затем в l731 г. специально созданной Канцелярии
тайных розыскных дел. Это был в собственном смысле слова карательный орган,
прототип тайной полиции. Знаменитая формула, "слово и дело
государево", указывающая на затронутый в деле государственный интерес,
была достаточным основанием, чтобы замешанные в деле оказались в Канцелярии
тайных розыскных дел.
В 1762 г.
Канцелярия упраздняется (ее деятельность вызывала активное недовольство со
стороны дворянства) и вместо нее учреждается Тайная экспедиция Сената (что
указывало на возобновившуюся политическую активность Сената). Тайная
экспедиция по оперативной линии подчинялась генерал-губернатору
и находились под контролем императрицы (Екатерины II).
Тайная
экспедиция создавала специальные секретные следственные комиссии для
расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в
период крестьянской войны 1773 - 1775 гг. Комиссиям были приданы воинские
команды, применявшие к арестованным и телесные наказания, и расстрел (с
санкции следственной комиссии). Эти органы носили чрезвычайный характер и
образовывались в соответствии с политической ситуацией.
Постоянно
действующими оставались полицейские учреждения, образованные еще в 1718 г.
Во второй
четверти XVIII в. на эти
органы стали возлагаться функции экономического характера. В 1729 г. была
создана Канцелярия конфискации, организующая и обеспечивающая конфискационные
акции (по приговорам суда). В 1730 г. образуется Должный приказ, целью
которого было проведение полицейских действий в отношении должников,
неплательщиков и банкротов.
Непосредственно
розыскные функции в 1730 г. были сосредоточены в Сыскном приказе, в 1733 г.
создаются полицмейстерские камеры. Полицейская система сложилась к этому
времени в следующем виде: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер,
обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши -
все эти органы в той или иной мере выполняли полицейские функции
С 1775 г
полицейские функции в уездах стали выполнять исправники и нижние земские
суды.
В городах
полицейское управление сосредоточилось у городничих.
в Санкт-Петербурге и
Москве - у обер-полицмейстеров. В 1782 г. в городах начали создаваться
специальные полицейские органы - управы благочиния. В их состав вошли:
городничие (в столицах - полицмейстеры), приставы по уголовным делам,
приставы по гражданским делам, два выборных ратмана.
Территория
города делилась на округа (части), полицейский надзор в котором осуществлял
частный пристав. Часть подразделялась на кварталы, где назначались
подчиненные приставу квартальные надзиратели и квартальные портики. Кварталы
делились на дворы.
В компетенцию
управы благочиния входили: наблюдение за порядком, соблюдением законов,
проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов,
пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание
преступников и даже решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати
рублей).
Городские
тюрьмы находились в ведении полицейских органов (если это были не специальные
тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников).
С 1775 г.
стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, подвергнутые
заключению в административном (не судебном) порядке и обвиненные в
"непотребном и невоздержанном житии".
Для
содержания неимущих (бродяг, мелких воров, беспризорников) создавались
работные дома, включенные в систему мануфактурных и иных государственных производств.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |