Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Государственный строй
сословно-представительной монархии
С 1547 г. при
Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя,
государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству.
В своей
деятельности он опирался на Боярскую думу постоянно
действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена "Избранная
дума" ("Избранная рада") из доверенных лиц. Подготовку
материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников,
связанных с приказами.
Особое место
в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с
середины ХVI в. до середины XVII в. Их созыв
объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума,
"Освященный собор" (церковные иерархи) и
выборные от дворянства и посадов.
Духовная и
светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших
вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу
царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым
сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных
доходов для казны. Этими основными функциями обменяется присутствие
представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия,
существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и
усиливаться.
Земские
соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики,
законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы
обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем
составом Собора.
Сословно-представительными
органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов
ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы
приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные)
функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских
уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из "лучших
людей", сотских, пятидесятских, старост,
целовальников и дьяков.
Деятельность
земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число
которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми - Разбойный,
Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский,
Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказной
системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих
органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по
вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали).
В XVII в. происходит реорганизации местного управления: земские, губные избы
и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам,
принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы
опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков,
приставов и приказчиков.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |