Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Сословный строй. Феодальная Аристократия.
Служилые сословия в XV-XVII в.
Происходит
дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий).
Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и
служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось
вотчинное землевладение, второй - поместное землевладение. Вотчина была
наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием
службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи.
Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве стремились
более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян.
Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между
вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
В середине
XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем:
устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С
определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида - вотчины или
поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и
вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных
сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев
поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу
поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским
указом могут преобразовываться в вотчины.
Консолидация
феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного
права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном
процессе и в праве занимать чиновничьи должности.
{'ородское
население в XVII в. получает устойчивое наименование "посадские
люди". Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы,
торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние,
мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).
Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными
привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.
Значительная
часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь
от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая
подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они
представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая, из "черных
слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно
ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных
"белолистцами" городских имуществ.
Соборное
Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право
посада на ремесло и торговлю, включив в государственное "тягло"
"белые слободы", и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем
за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад
запрещался.
Прикрепление
крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом
направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева
дня" (Определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата
"пожилого"). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581
г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже установленный
переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50 - 90 гг. XVI в. писцовые
книги стали документальным Основанием в процессе прикрепления крестьян с
конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах",
устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 - 15 лет).
Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г.,
отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска.
Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял
правило о прикреплении на все категории крестьян.
Прикрепление
развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В ХУ
в. существовало две основных категории крестьян: старожильиы и новоприходцы.
Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя
основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой,
предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не
могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными
льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой,
кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за
половину урожая) или серебряником (работать за проценты).
Внеэкономическая
зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства.
Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: ограничиваются
источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству,
запрещается холопить "детей боярских"), учащаются случаи отпуска
холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа,
ключничество) от поступления в кабалу.
Развитие
кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог
передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к
уравниванию статуса холопов с крепостными.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |