Российский
Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] История Государства и права России
Московское княжество в XIII-XV вв.
Во второй
половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению
земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из
Владимиро-Суздальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды,
развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых
городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих
факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных
отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена), за
службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло
его власть.
С XIII в.
московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию
заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города,
происходит покорение и ассимилирование местного населения.
Говоря о
"централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение
русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного
государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе
централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте
множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется
вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами
становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия
феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий
и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу:
введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных
дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности
занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его
родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем
генеалогии, "родословцев" отдельных феодальных родов и семей.
Укрепляющееся
служилое дворянство становится для великого князя (царя) ощорой в борьбе с
феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В
экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским,
феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.
Серьезной
политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках
значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая
идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва -
третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник
божий").
Верхушка
городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за
земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно
поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные
органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и
на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов ("белых
свобод") в городах.
В
складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная
(светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада -
составили основу сословно-представительной системы правления.
Централизация
привела к существенным изменениям в государственном аппарате и
государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с
ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии
атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику.
Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную
независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без
согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).
Усиление
власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой
системы государственного управления - приказно-воеводской. Для нее были
характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская
дума. состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на
основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую)
бюрократию. Это был аристократический, совещательный орган.
Отраслевыми
органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный,
Разбойный, Казенный и др.), совмещавшие административные и судебные функции и
состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах
находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже
стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.
Местное
управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в
уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности
опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали
административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с
местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен.
Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для
центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности,
регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в
состав их суда вводятся местные "лучшие люди", земские дьяки
протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и
дворские).
Особенности
процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и
восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и
политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с
дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась
закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Высшее
юридическое образование ON-LINE |