7.
Леха
(13.11.2005 21:10)
0
Лекция 1 19.09.05 Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока
Общественный строй, в него принято включать 2 основных компонента 1) существующие в данном обществе формы собственности 2) сложившуюся в этом обществе соц. Структуру Египет – гос собств, Индия – общественная. В соц структуре можно выделить 3 группы: 1) Господствующие верхи 2) Рабы 3) Свободные мелкие производители + верхушка земледельческих общин
Особенностью общественного строя стран Др Востока является неразвитый характер рабовладения (патриархальный характер рабства). Стоимость рабыни = 5 коров(в Египте) В Месопотамии раб=10 сиквий серебра (2.5 т. зерна) Важной особенностью общественного строя является длительное существование замкнутых сельских общин Отличительной особенностью общественного строя Др Вост государств состояло в том, что социальное (классовое) деление органически дополнялось сословным делением. Наличие сословий (т.е. замкнутых социальных групп) обладающих определен правами и привилегиями, обязанностями и запретами передаваемыми по наследству, были характерны для всех стран Древнего Востока. Одной из особенност стран Др Вост было некотор ограничение прав собственника земли. На востоке, в отличии от запада, где частная собственность играла господствующ роль, частнособственнические отношения, ориентируемые на рынок не занимали значительного места Специфику общественного строя определяло возникновение развитие в страназ Др Вост особой государственной формы, которая получила название ДР ВОСТ ДЕСПОТИЯ
Характерными чертами др вост деспотии как формы государства является: 1) Неограниченная наследственная власть главы государства (деспота), личность которого обожествляют 2) Строгая централизация и бюрократизация гос аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота. 3) Признание монарха верховным собственником земли (В 4) Для всех стран Др Вост был характерен жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенных гражданских и политических свобод. Даже по отношению к знати, Фараон мог делать все что угодно
Далее см. первую разработку, что давал Котков.
Лекция 3 03.10.05 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН
Высшими Гос органоми в Афинах были: • Народное собрание • Совет 500 • Гелиэя (суд присяжных) • Эклессия (народное собрание) Эклессия созывалась один раз в месяц, а с 4 века до н.э. 4 раза в мес. Было 10 месяцев в году, следовательно созывалось 40 раз. Одно из собраний кадого месяца считалась главным. На нем проверялась деятельность должностных лиц и решались вопросы снабжения города. Главное собрание 6го месяца решало вопрос об астрокизме. В собраниях участвовали мужчины старше 20 (рабы, иностранцы собрании участия не принимали). Повестка собрания объявлялась не менее чем за 5 дней. 3 обола (труд ремесленника в течении всего дня) получал тот, кто придет на собрание. Главной функцией народного собрания было принятие законодательства. Акты собрания делились на 2 группы: 1) законы – общ нормы 1) постановления касающиеся частных вопросов Автор законопроекта нес уголовную ответственность до смертной казни. Обсуждение законопроекта заканчивалось голосованием Совет 500 был высшим правительственным органом, избирался народным собранием путем жребия, сроком на 1 год. Важными полномочиями совета было предварительное рассмотрение дел выносимых на народное собрание, а затем, после принятия закона, претворение в жизнь. Совет имел право привлекать к ответственности должностных лиц, совершивших преступление. Срок административной деятельности одной филы назывался пританией (на месяц). Гелиэя – вся коллегия делилась на 10 палат в среднем по 5001 человек. Специальных обвинителей не было. На первых парах не было и защитников. Использовались свидетели. Не допускались показания рабов. Гелиэя имела право отвергать постановления народного собрания. Затем она присвоила себе право утверждения международных договоров. Важную роль в гос строе Афин играла коллегия 10-ти стратегов. Она избиралась народным собранием путем открытого голосования по 1 члену от каждой филы. В начале она была высшим органом по руководству верховного суда, но постепенно в их функции стало входить управление отраслями хозяйства. Руководил коллегией АВГОКРАТОР. В мирное время они не были подотчетны народному собранию и несли ответственность перед ним только при совершении уголовного преступления. Должность стратега не оплачивалась. Ими могли быть лица имевшие недвижимость. Эту должность можно было занимать несколько сроков подряд. (Перикл – свыше 15 лет)
Коллегия архонтов – см лекцию №2
Государственной казной заведовала коллегия 10 апподектов. Она собирала все налоги, распределяла деньги между должностными лицами. Члены коллегии избирались от каждой филы жребием и отчитывались перед советом 500. Из своего числа совет 500 избирал коллегию 10 иогистов, а в помощь им избирал 10 помощников (семегоров). Эта коллегия занималась контролем за должностными лицами и возбуждала судебные процессы. Жребием по 1-му от каждой филы избирали коллегию 10 полэтов, которая отвечала за заключение контрактов, строительство, занималась организацией продажи с аукционов имущества приступников.
Суд эфетов. Под председательством архонта Басилевса рассматривал дела о неумышленных убийствах, убийствах мэтеков (иностранцев) и рабов.
Суд диэтетов –незначительные уголовные дела (гражданские).
Существовала спец коллегия 40, по 4 человека от филы. Она рассматривала дела, когда сумма исков была 10 драх.
Коллегия 11 – по 1 человеку от каждой филы + секретарь. Она рассматривала дела о воровстве, разбое, похищении людей и осуществляла надзор за тюрьмами и исполнениями приговоров.
Основные этапы развития Римской государственности. Царский период. Патриции и плебеи Реформы Сервия Туллия Установление республиканского строя
Римскую историю принято делить на несколько периодов: 1) Царский период 753 -509 до н.э. 2) Республиканский период 509-27 до н.э. 3) Имперский период 27 до н. э. – 476 н.э. (год падения Рима) • Принципат 27 до н.э. 284 н.э. • Доминат 284-476.
Лекция. 5 17.10.05. Государственный строй Римской Республики
С 509 года до н.э. в Риме установилась республиканская форма правления. Она продолжалась до27 года до н. э. Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной, судебной инстанцией разбиравшей апелляции и протесты на решение судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц в руках которых находилась вся исполнительная власть. В Риме собиралось 3 вида народного собрания. 1)До реформы Сервия Туллия, народные собрания собирались только по куриям и назывались курятными колициями. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового строя и не включали плебеев. 2)Сервий Тулий допустил плебеев к военной службе и создал центуриатные собрания. В них участвовали как патриции так и плебеи. Однако в центуриатных собраниях по-прежнему руководящую роль играли патриции. Представители именно этого аристократического слоя становились членами сената и занимали высшиедолжности в республике. Так консулы избирались в центуреатных колициях но из кандидатов представленных сенатом (советом старейшин). Без санкции сената магистраты (должностные лица) не принимали серьезных решений. 3) Третьим видом народного собрания были трибутные колиции. Поголовное собрание. Преобладали плебеи. В 287 году при диктаторе Гортензии был принят закон по которому решения трибунных собраний признавались общегосударственными законами, обязательные для патрициев и плебеев.
Сенат – в государственной жизни сенат играл очень большую роль. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Более того закон принятый на народном собрании становился законом лишь после одобрения его сенатом. Сенат фактически контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении. Избранные на должность магистраты отчитывались в своих действиях перед сенатом и тем самым целиком зависели от него. С 4 века до н. э. состав сената стал пополняться из отслуживших свой срок магистратов, которые после сложения своих полномочий автоматически включались в сенатский список. Этот список велся особым магистратом цензором в строго иерархическом порядке. В начале списка стояли имена бывших цензоров, далее – консулы, преторы и т.д. Созывать сенат на заседание могли только высшие магистры – диктаторы, консулы, преторы. При обсуждении вопросов в сенате при голосовании, голоса подавались строго списку. Принятое сенатом решение называлось статус-консультом или декретом. Сенат был оплотом римской олигархии.
Магистратура. В Риме не было постоянного чиновничьего аппарата. Исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. Такими магистратами были консулы, преторы, эдилы, квесторы. Нои избирались на 1-н год. После первого ухода плебеев на Священную Гору, были созданы должности народных трибунов и плебейских эдилов (помощников) Высшей полнотой исполнительной власти, серед. 5 в до н.э. стали обладать консулы . Их было 2. Позже были созданы должности цензоров. Они выбирались раз в 5 лет, по 2 человека, сроком на 18 месяцев. Цензоров избирали из бывших консулов. Цензоры распределяли римских граждан по имущественным разрядам. После проверки составлялся новый список сенаторов. Кроме того, они осуществляли высший надзор за гос. хозяйством, наблюдали за общественной нравственностью. Если кто-то из римских граждан допускал антиморальные действия, то его уже в сенатский список не включали. . Ко 2 половине 4 века до н.э. в Риме сложилась система римских магистратур. Все магистратуры в период Римской Республики коллегиальными органами. ( 2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора). Они ежегодно переизбирались и не оплачивались. Выполнение работы магистрата считалось не обязанностью, а почетом. Консулы – командовали армией, осуществляли высшую гражданскую власть, совершали священные обряды, созывали сенат и колиции, производили суд. За городской чертой консулы имели неограниченные полномочия, а в черте города их права ограничивались и определялись определенными нормами. Консулы назначали себе помощников (квесторов), которые производили суд по некоторым делам и ведали финансами. С 367 года до н.э. был принят закон, который гласил, что из 2-х консулов оди должен быть плебеем. Важным должностным лицом был претор. Преторам была отведена судебная власть. В начале было 2 претора. ГОРОДСКОЙ – разбирал споры между римскими гражданами. И претор ПЕРЕГРИНОВ, который разберал споры между римскими гражданами и иностранцами. Важной должностью в Риме стала должность народного трибуна – представитель плебса. Народные трибуны обладали правом вето в отношении решения магистратов, могли вносить законопроекты, создавать трибутные комиции, имели право арестовать магистрата и опротестовать решение сената. Личность народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной. Власть народного трибуна ограничивалась только чертой города. Трибуны избирались на особых плебейских собраниям по трибам. В начале патриции их не признавали, но затем были вынуждены признать трибунат как 1-у из основ римской конституции. Одним из главных преимуществ трибунской власти было право законодательной инициативы без предварительного одобрения сената. Народный трибунат по сравнению с др. магистратурами, менее зависел от сената. Все вопросы трибуны решали в трибутных комициях. Они могли наложить свое вето на любой закон и предать народному суду любое должностное лицо. Выбирались трибуны на 1 год. По окончанию срока они тоже становились членами сената, а во время пребывания в должности могли участвовать во всех его заседаниях. Эдил и квестор .Обязанностями эдилов – наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство общественных норм, контроль за правильностью мер и весов, выполнение полицейских функций. В отличии от основных магистратур, эдилы первоначально выбирались не из патрициев, а из плебеев, они назывались трибутными эдилами. В 4 в до н.э. по примеру плебейских эдилов появились патрицианские эдилы. Квесторы –заведовали казной, вели финансовые книги, сопровождали консулов в военных походах, распоряжались продажей пленных и воен добычи, производили суд по некоторым делам. Квесторы в начале назначались консулами, а с 447 года до н.э. стали избираться. 409 год до н.э.- впервые были избраны квесторами плебеи. Первоначально квесторов было 4, а с 267 до н.э. их число возрасло до 8. Консулы, преторы и цензоры избирались центральными комициями, а эдилы и квесторы – трибутными.
В случаи чрезвычайного обстоятельства назначался единоличный диктатор и его заместитель. Его полномочия были не более 6 месяцев. Иногда создавались чрезвычайные органы, срок полномочий которых был более 6 месяцев. Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой власти, которая приобретала ярко-выраженный аристократический характер. Религиозные функции, которые раньше выполнялись царями, стали выполняться жреческими коллегиями. Из них известны: • Понтифики • Августины • Фециалы Понтифики –осуществляли надзор за культом, являлись хранителями права, составляли календарь праздничных и будних дней, вели хронику событий, заведовали гос постройками. Августины – толкование знамений посылаемых Богами и вопрошали волю Богов. Фециалы – рассматривали международные дела. Они заключали договора, объявляли войну и заключали мир.
Армия . Играла большую роль в гос строе. Основной военно-административной единицей был ЛЕГИОН. Он состоял из 4-5 тыс человек. 3000 пехотинцев, 300 конников, 1200 нестроевых. Каждый легион делился на 3 возрастные группы. Группа младшего возраста 1200 человек; среднего – 1200 человек, старшего 600 человек. Физически крепкая молодежь первой принимала удар, затем вступала в бой тяжелая пехота. А завершало все действие конница.
|