Российский Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

 

ГРУППА ВЮР-05-1  [http://vur-05-1.narod.ru]

 

[Учебные материалы]  [Доска сообщений]  [Форум]  [Полезные ссылки]  [Оглавление]

Теория государства и права

7. Понятие, сущность и социальное назначение государства.

Понятие государства

Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства

В современной отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы.

Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».

Отдельно взятые, классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый, например: с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Или сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических - классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциальной одновременно.

Государство характеризуется следующими признаками:

1. Публичная политическая власть – нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Ей нередко придают первостепенное значение, называя аппарат управления вместе с аппаратом принуждения – армия, милиция, разведка, контрразведка, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, колоний и т.п.)

2. Административное деление – это система территориальных регионов, в рамках которых образуются и функционируют местные органы государственной власти, управления, судебные и другие органы. Административно-территориальные единицы – это структурные части (элементы) административно - территориального устройства, которые не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Единицами административно - территориального устройства являются: район, город, район города. Принято выделять следующие признаки административно – территориального устройства:

• социально-экономический (учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также специфики традиционной занятости населения);

• географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);

• демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);

• исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта)

Т.о. вся территория государства разбивается на ряд административно – территориальных единиц. В разных странах они называются по разному: округа, края, дистрикты, графства, районы и т.п. Но назначения их и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

3. государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций) и независимость ее на международной арене.

Структурные элементы государственного суверенитета:

1) самостоятельность и независимость государственной власти;

2) верховенство государственной власти на всей территории государства;

3) территориальная целостность.

Существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом – когда суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, диктующих ему свою волю. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным (на правах победителей) и добровольным (объединения в федерации, по взаимной договоренности).

Суверенитет народа – его полновластие, или верховенство, в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития экономики и политики и т.п.

Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

4. законодательство – один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти, один из основных методов осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.

Сущность государства – это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства дает характеристику кому принадлежит власть, в чьих интересах осуществляется. Современное понимание сущности государства – взаимосвязь двух элементов: общечеловеческого фактора и классовой сущности.

В теории государства и права выделяется два подхода, характеризующих суть (тип) государства:

1. формационный подход.

Определяется характеристикой общественно-экономических отношений, присущих государству того или иного типа.

Тип государства – это взятые в единстве наиболее существенные признаки, характерные для множества различных государств и раскрывающие его сущность и экономическую основу.

Формационный подход выделяет 4 типа государств:

• рабовладельческое -

• феодальное -

• буржуазное -

• социалистическое -

2. Цивилизационный подход.

Цивилизация – замкнутое состояние общества, обладающее специфическими признаками, отражающими тип культуры, язык, историю, традиции, систему ценностей.

Цивилизационный подход выделяет следующие государства:

- древневосточные государства (Египет, Месопотамия)

- древнеафинское государство (как демократическое)

- древнеарийское

- современные государства.

Теория выделяет цивилизации:

- Древние;

- Средневековые;

- Новые;

- Новейшие.

Им соответствуют типы государств:

- ранние;

- классовые;

- политические;

- правовые.

Выделяются также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.

Социальное назначение государства и его функции

Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях- Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

· консервативная,

· либеральная,

· социал-демократическая и

· коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

[Учебные материалы]  [Доска сообщений]  [Форум]  [Полезные ссылки]  [Оглавление]

2005

 



Хостинг от uCoz