Российский Государственный университет нефти и газа им. И.М.
Губкина
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Теория государства и права
7. Понятие, сущность и социальное
назначение государства.
Понятие государства
Вопрос о
понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок
ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в
значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке
относительно понимания государства
В современной
отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет
социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие
государства здесь тоже не приходится. Согласно социологическому подходу
понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или
общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.
Государство в
широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в
географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою
территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая
управляется особой публичной (политической) властью.
Государство в
узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное
общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую
организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в
широком смысле) существует, как правило, множество различных политических
организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).
Государство в
широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный
союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и
управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате
управления и принуждения.
Государство
(в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения
суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет
общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и
поддержания в обществе определенного порядка.
Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке
однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему
времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и
надклассовый.
Классовый
подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства,
которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с
расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где
существуют такие классы.
Надклассовый
подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских
теориях государства, основными из которых являются теория элит,
технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и
теория «плюралистической демократии».
Отдельно
взятые, классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее
представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба
подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый, например: с
древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый
характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же
государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода
(после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия
классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Или
сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с
общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как
классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес
каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают
общесоциальные начала, а в антидемократических - классовые. Вследствие этого
сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства -
классовой и общесоциальной одновременно.
Государство
характеризуется следующими признаками:
1. Публичная
политическая власть – нет одинакового понимания и однозначного толкования
публичной власти. Ей нередко придают первостепенное значение, называя аппарат
управления вместе с аппаратом принуждения – армия, милиция, разведка,
контрразведка, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем,
колоний и т.п.)
2.
Административное деление – это система территориальных регионов, в рамках
которых образуются и функционируют местные органы государственной власти,
управления, судебные и другие органы. Административно-территориальные единицы
– это структурные части (элементы) административно - территориального
устройства, которые не обладают политической самостоятельностью и находятся в
определенном соподчинении между собой. Единицами административно -
территориального устройства являются: район, город, район города. Принято
выделять следующие признаки административно – территориального устройства:
• социально-экономический
(учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также
специфики традиционной занятости населения);
•
географический (выделение границ административно – территориальных единиц с
учетом рельефа местности);
• демографический
(естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно
– территориальных единиц);
•
исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта)
Т.о. вся
территория государства разбивается на ряд административно – территориальных
единиц. В разных странах они называются по разному: округа, края, дистрикты,
графства, районы и т.п. Но назначения их и функции едины – организация
государственной власти и управления на занимаемой ими территории.
3.
государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри
страны (способность государственной власти самостоятельно издавать
общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и
обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан,
общественных органов и организаций) и независимость ее на международной
арене.
Структурные
элементы государственного суверенитета:
1)
самостоятельность и независимость государственной власти;
2)
верховенство государственной власти на всей территории государства;
3)
территориальная целостность.
Существуют
государства с формальным или ограниченным суверенитетом – когда суверенитет
юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу
распространения на государство влияния других государств, диктующих ему свою
волю. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным (на правах
победителей) и добровольным (объединения в федерации, по взаимной
договоренности).
Суверенитет
народа – его полновластие, или верховенство, в решении коренных вопросов
организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных
направлений развития экономики и политики и т.п.
Суверенитет
нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер
своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и
образования самостоятельного государства.
4.
законодательство – один из основных методов осуществления государством своих
функций, заключающийся в издании органами государственной власти, один из
основных методов осуществления государством своих функций; совокупность
действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их
области.
Сущность государства – это то, что определяет его содержание,
назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства дает
характеристику кому принадлежит власть, в чьих интересах осуществляется.
Современное понимание сущности государства – взаимосвязь двух элементов:
общечеловеческого фактора и классовой сущности.
В теории
государства и права выделяется два подхода, характеризующих суть (тип)
государства:
1.
формационный подход.
Определяется
характеристикой общественно-экономических отношений, присущих государству
того или иного типа.
Тип
государства – это взятые в единстве наиболее существенные признаки, характерные
для множества различных государств и раскрывающие его сущность и
экономическую основу.
Формационный
подход выделяет 4 типа государств:
•
рабовладельческое -
• феодальное
-
• буржуазное
-
•
социалистическое -
2.
Цивилизационный подход.
Цивилизация –
замкнутое состояние общества, обладающее специфическими признаками,
отражающими тип культуры, язык, историю, традиции, систему ценностей.
Цивилизационный
подход выделяет следующие государства:
-
древневосточные государства (Египет, Месопотамия)
-
древнеафинское государство (как демократическое)
-
древнеарийское
- современные
государства.
Теория
выделяет цивилизации:
- Древние;
-
Средневековые;
- Новые;
- Новейшие.
Им
соответствуют типы государств:
- ранние;
- классовые;
- политические;
- правовые.
Выделяются
также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых
цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и
постиндустриальные – для новейшей.
Социальное назначение
государства и его функции
Социальное
назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его
функциях- Под функциями государства понимаются главные направления его
деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных
этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие
общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его
функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают,
другие отмирают.
Социальное
назначение государства показывает, что государство делает в обществе,
определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства
государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать
нормальное функционирование общества.
Существует
несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
·
консервативная,
·
либеральная,
·
социал-демократическая и
·
коммунистическая концепция социального назначения государства.
Все они различаются
в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и
расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от
минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).
Консервативная
концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества
должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать
сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает
общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные
потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
Либеральная
концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав
и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей.
Государство проявляет активность в социальной сфере (образование,
здравоохранение).
Социал-демократическая
концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача
государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные
условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень
доходов населения (необходим государственный аппарат).
Коммунистическая концепция. Роль
государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных
преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет
к тоталитарному государству.
Социальное назначение каждого конкретного государства определяется
множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная
политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение
такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в
экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в
обществе меняется от воли народа.
Социальное
назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо
от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед
обществом.
Задача
государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном
этапе его развития.
Задачи
государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями
деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они
предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать
стоящие перед ним задачи.
Задачи
государства на современном этапе:
1.
обеспечение самосохранения общества и государства.
2.
обеспечение безопасности и укрепление государства.
3.
государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию
общества
4.
государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные,
национальные).
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
2005 |