Российский Государственный университет нефти и газа им. И.М.
Губкина
|
ГРУППА
ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru] |
[Учебные материалы]
[Доска
сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
Теория государства и права
31. Понятие, сущность и социальное
назначение права.
Право – это система общеобязательных, формально
определенных правил поведения, устанавливаемых и гарантируемых государством с
целью регулирования общественных отношений.
Право – особый вид социальных норм.
Право – основной регулятор общественных отношений в
государстве.
Право – специфическая форма регулирования поведения,
совокупность норм, которые выражают интересы, потребности и надежды
большинства граждан, создавших для защиты своих прав государство.
Право – мера свободы действий личности, в границах
которой она может реализовать или не реализовать данные ей объективным правом
возможности.
Право – социальная ценность общества, создающая
гарантии для жизни его членов, инструмент организации, поддержания и
сохранения общества.
Таким образом, право – это,
с одной стороны – определенные возможности
субъекта (субъективное право).
С другой стороны, право – это совокупность
правовых норм (объективное право; законодательство).
С третьей стороны право – это оценка, показатель свободы, критерий правомерного и неправомерного
поведения в определенном обществе.
Понятие права
- основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы
определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также
отраслевые понятия юридических наук.
Понятие права
имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от
понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической
практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Право -
непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей,
они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных
случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто
научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.
Единого
понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают
право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а,
во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как
институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
Всё множество
вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям
правопонимания):
1. нормативное правопонимание;
2. социологическое;
3. нравственное.
Эти концепции
и раскрывают сущность права.
С точки
зрения нормативного
правопонимания право - это система норм, система
общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое
правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального
подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую
деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все
то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого
правопонимания закон и право равны.
Такое
правопонимание обладает определенными недостатками:
1. Право
понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют
узконормативным.
2. Нет
возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
3. Право
здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках
государства для достижения его целей.
4. Такое правопонимание
не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер,
соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).
5. Такое
правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе;
возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии
с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической
и социальной обусловленности.
6. Этот тип
правопонимания недемократичен.
7. С точки
зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство
дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.
Эти и другие
недостатки породили иные подходы к правопониманию.
С точки
зрения социологического
подхода право коренится в природе общественных
отношений. Право представляет собой определяет сторону общественной жизни,
оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н.
"живое", действующее право. Право в данном случае понимается как
форма и порядок общественных отношений.
В нормативном
правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом
правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные
посредством взаимных прав и обязанностей).
Суть социологического
правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной
жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально
являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права.
Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением
права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право
существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего,
как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера
возможного поведения лица.
С точки
зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые.
Правовые
законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что
сложилось в обществе.
Неправовые
законы - акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.
Достоинством
социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя
ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся
отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие
действенность закона.
Недостатком
является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности
с определением правового характера отношений.
Как следствие
- особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и
обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения
протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если
да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила
развитие в США.
Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках
нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а
норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы,
или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми.
Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не
нормы или правоотношения).
Достоинства
нравственного правопонимания:
- Право здесь
связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и
т. п.
- Данное
правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности
общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.
К недостаткам
может быть отнесено следующее:
- Сложность
выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.
- Не решен
вопрос о существовании права до или помимо закона.
Это понимание
также исходит от различия между правом и законом делит законы на правовые и
не правовые. Однако без ответа остается немаловажный практический вопрос:
если, используя те или иные критерии, мы определили закон как неправовой, то
что с ним делать, вправе ли государственные органы уклониться от исполнения
такого закона и не приведет ли это к произволу, анархии?
Каждый из
типов правопонимания по своему выражает правовую действительность, имеет свои
плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном
сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой
из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя,
определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит
от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития
науки, сколько от ситуации в обществе.
Господствующее
правопонимание показывает, как представлено права в том или ином обществе.
Нормативное
правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми
вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).
Социологическая
теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет
общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается
в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией
управления.
В
нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи -
свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному
нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.
Касательно
российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время
господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и
нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.
Из этих типов
правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С
точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная
форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных
правах и являющаяся регулятором поведения людей.
В качестве
сущностной характеристики права признается свобода.
Свобода
понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность
выбора, возможность поступать по своей воли, без принуждения.
Но право и
свобода - не одно и тоже. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право
не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и
вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.
Такое
понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция
выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: "при осуществлении своих
прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям,
которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и
свобод других людей". Право на только устанавливает границу свободы, оно
еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности
за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора,
нет смысла устанавливать ответственность.
Право - социально обусловленная
мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право,
человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют
достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого
прогресса в обществе.
Право - равная
мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности
добиваться своих целей правовыми способами.
Если право
предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того,
чтобы можно было пользоваться эталоном свободы.
Свобода
выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в
том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим,
во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет
собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.
Право состоит
из объективного и субъективного права:
Объективное право
- общие нормы, правила, независящие от конкретного человека.
Субъективное право
- это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного
права; это мера возможного поведения лица.
В качестве
сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью
права понимают справедливость.
В отличие от
справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость - это
оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней.
Право - социальный
институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные
рамки этого поведения, сложившиеся в обществе.
[Учебные материалы] [Доска сообщений] [Форум] [Полезные ссылки] [Оглавление] |
2005 |