Российский Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Керосинка)

 

ГРУППА ВЮР-05-1 [http://vur-05-1.narod.ru]

 

Высшее юридическое образование ON-LINE

[Учебные материалы]  [Доска сообщений]  [Форум]  [Полезные ссылки]  [Оглавление]

История Государства и права России

Государство и право Российской империи в период перехода к буржуазной монархии. Некоторые положения буржуазных реформ второй половины XIX в.

Кризис феодально-крепостнической системы в России в первой половине XIX в. явился результатом несоответствия новых производительных сил характеру производственных отношений, а крестьянское движение еще больше усугубляло это положение.

Царское правительство, поставленное перед фактом усиления крестьянского движения против крепостников, вынуждено было заняться вопросом освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Отмена крепостного права была проведена не восставшим народом, а правительством, которое после поражения в Крымской войне увидело полную невозможность сохранения крепостных порядков.

19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал Манифест. Он состоял из ряда отдельных законов. Наиболее важным из них был закон "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

В Манифесте указывалось, что крестьяне за пользование земельным наделом выполняют в пользу помещика повинности. Такое состояние крестьян Манифест объявлял переходным, а крестьян именовал временнообязанными.

Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Параграф 1 этого закона гласил: "Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда".

На крепостных крестьян распространялось общее постановление "Законов гражданских, о правах и обязанностях семейственных". На основе этого закона крестьяне имели право "вступать в брак", "распоряжения в их семейных делах" не требовало дозволения помещиков. Статья 22 разрешала крестьянам как отдельно, так и целым обществом на основании общих постановлений входить во всякие законом дозволенные договоры, обязательства, подряды. Крестьяне как "свободные сельские обыватели" получали по ст. 29 Положения следующие права: участие в сходах, в составлении мирских приговоров, в общественных выборах. Имели право переходить в другие состояния и общества, поступать на военную службу по собственному желанию, наниматься в рекруты, отлучаться от места жительства. Крестьянам было дано право отдавать своих детей в "общие учебные заведения", однако они практически ограничивались лишь сельской школой.

Крестьяне получили право производить свободную торговлю, открывать и содержать фабрики и другие промышленные заведения. Статья 24 указывала на право крестьян обращаться "по искам, жалобам, ходатайствам в суд" как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Однако за помещиком сохранялось право присутствовать "буде пожелает и без особого на то о них уполномочия при следствиях, производимых над крестьянами"...

Следовательно, закон сохранял за помещиком судебные права в отношении своих бывших крепостных крестьян. Однако ст. 25 Положения особо подчеркивала, что "крестьяне не могут быть подвергнуты никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ним" правительственных и общественных властей.

Имущественные права крестьян закреплялись в гл. 2 "Общих положений..." Манифеста. Так, ст. 31 устанавливала право собственности крестьян лишь на движимое имущество, а земля по-прежнему оставалась собственностью землевладельца; ст. 33 закрепляла право приобретения в собственность движимого и недвижимого имущества, передачу в залог свободным сельским обывателям; ст. 38-39 регулировали порядок наследования. Если у крестьянина не было наследников, то оставшееся после его смерти имущество, как вымороченное, поступало в распоряжение того сельского общества, в пределах которого находилось его имущество.

Сельское общественное управление составлял сельский сход, избиравший сельского старосту и других должностных лиц. Определением ст. 48 сельский сход созывался старостой, устанавливалась его компетенция (назначение сборов, раскладка податей, оброка, разрешение семейных наделов, назначение опекунов и попечителей и т. д.). Решения сельского схода выносились большинством голосов. Предусматривалось создание волостного суда, который избирался полостным сходом в составе от 4 до 12 судей. Ему были подсудны споры и тяжбы между крестьянами при наличии иска на сумму не свыше 100 руб. Волостной суд имел право приговаривать к общественным работам сроком на 7 дней, аресту до 7 дней, денежному штрафу до 3 руб., а также телесному наказанию розгами до 20 ударов. Приговоры суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, согласно ст. 109 считались окончательными.

Определенный интерес представляет положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий. В целях реализации- этого закона царским правительством предусматривался ряд организационных мер.

Для разрешения на местах споров, связанных с поземельными отношениями, в уездах назначались мировые посредники.

Поземельные отношения между помещиками и крепостными крестьянами оформлялись в течение двух лет специальными документами, "уставными грамотами", в которых фиксировалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, размер повинностей.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать их усадебную оседлость.

В Манифесте подчеркивалось, что за пользование усадебной оседлостью крестьяне по закону обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности (работой или деньгами, ст. 11), а с согласия помещиков они могли приобретать в собственность полевые земли. Статья 8 говорит о том, что правом выкупа усадебной оседлости обладают как крестьянские общества, так и каждый крестьянин-домохозяин в отдельности.

Размер выкупной суммы за усадебную оседлость мог определяться добровольным соглашением помещика с крестьянами и." на основе правил, изложенных в законе.

Выкупная сделка, по которой помещик продавал, а крестьянин приобретал в собственность усадебный и полевой надел, утверждалась правительством. После этого все обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращались, а крестьяне именовались крестьянами-собственниками.

Выкупная сумма исчислялась из размера денежного оброка, назначенного с крестьян в пользу помещика по "уставной грамоте".

Глава 6 "О выкупных платежах" гласила, что "...крестьяне, получившие в собственность земли при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за его землю оброка, по шести копеек на рублю с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной". Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня выдачи ссуды по 6% ежегодно".

"Сбором выкупных платежей ведал староста или же специально избранный сельским сходом сборщик. Законом устанавливались ежегодные сроки взноса выкупных платежей в казначейство. Особые меры предусматривались за возмещение недоимок". Закон назначал к недоимщику опекуна, которому предоставлялось право не разрешать неисправному хозяину отчуждать что-либо из его доходов до пополнения недоимки. Возможна была продажа части имущества полевого надела недоимщика.

Закон предусматривал замену денежной повинности уплатою оброка, а сроки уплаты оброка записывались в Уставную грамоту и оставались неизменными в продолжение 20 лет.

Характерно и то, что помещику предоставлялось право уплаты оброка за полгода вперед. Все это свидетельствует о том, что реформа 1861 г. была проведена в интересах помещиков. Выкупные платежи не соответствовали действительной стоимости земли, а различные повинности, взимавшиеся с крестьян, крайне тяжело отражались на их положении. Поэтому реализация "Положений 19 февраля 1861 г." в силу своего грабительского характера протекала в обстановке непрерывной борьбы и разрешить имевшиеся противоречия между крестьянами и помещиками в земельных делах не смогла.

Крестьяне за землю, которую они получили по реформе 1861 г., должны были платить значительно дороже ее действительной стоимости. По случаю освобождения крестьян заставили "выкупать" их собственные земли, причем объявили вдвое и втрое дороже действительной цены на землю.

Отмена крепостного права в России вынудила царское правительство наметить и широкую программу нового суда в России. Для составления проектов Судебных Уставов была образована при Государственной канцелярии комиссия, в которой приняли участие лучшие юридические силы России. Комиссия была разделена на три секции: гражданскую - председатель С. И. Зарудный, уголовную возглавлял Н. А. Буцковский, отделением судопроизводства руководил А. М. Плавский.

В декабре 1863 г. проекты Судебных Уставов вместе с многочисленными замечаниями к ним были переданы на обсуждение Государственного Совета, а 20 ноября 1864 г. Александр II подписал Сенату Указ "Об учреждении Судебных Уставов". Они состояли из 4-х разделов:

1. Учреждение судебных установлений;

2. Устав уголовного судопроизводства;

3. Устав гражданского судопроизводства;

4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Таким образом, судебная реформа была утверждена. Она провозглашала принципиально новую организацию судебных органов, новую форму судопроизводства. Были закреплены буржуазные принципы судопроизводства: суд отделялся от администрации, закреплялось право обвиняемого на защиту, объявлялась гласность процесса, вводилась выборность мирового суда, провозглашалось формальное равенство сторон перед судом, вводился суд присяжных заседателей. Создавалось две системы судов: мировая и общая.

В учреждении судебных постановлений (ст. 1) говорилось, что "власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам. Судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве Верховного кассационного суда".

Согласно ст. 6 "Для производства по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи". Судебный следователь о всяком начатом им следствии доводил до сведения прокурора и принимал следующие меры: 1. Отобрание вида на жительство; 2. Отдача под особый надзор полиции; 3. Взятие залога; 4. Отдача на поруки; 5. Домашний арест; 6. Взятие под стражу.

После окончания предварительного следствия дело передавалось прокурору окружного суда, который составлял акт обвинения (ст. 38-53). Первой судебной инстанцией был участковый мировой судья (ст. 12-14). Кроме участковых мировых судей учреждались почетные мировые судьи, которые в отличие от первых не получали материального вознаграждения за судебную деятельность. Поэтому почетными мировыми судьями были лица, имевшие значительные доходы, и дела они разбирали только в тех случаях, когда тяжущиеся обратились лично к ним с соответствующей просьбой.

В ст. 19 указывалось, что для избрания в мировые судьи необходим определенный ценз (возрастной, образовательный, имущественный). Мировые судьи избирались сроком на три года.

Выборные начала всегда присутствовали в истории русского судопроизводства: по "Русской Правде" в удельных княжествах судья судил в присутствии выборных судных мужей, по Судебникам 1497 и 1550 гг. При суде наместников и волостелей были выборные от общин, называвшиеся губными старостами, и целовальники. Указ 1699 г. предоставил право посадским людям выбирать бурмистров в земские избы для суда, Петр I учредил ратуши и магистраты с 12 выборными бурмистрами и ратманами (советниками). По "Жалованной грамоте дворянству" 1785 г. дворяне и городские обыватели судились судом, избранным из своей среды.

При составлении судебных уставов большое внимание уделялось гарантиям по подбору лиц на должность мировых судей. Мировой судья избирался для сельской местности - уездным земским собранием, а для городской думы сроком на три года. Учитывался возрастной ценз - 25 лет, имущественный - от 3 до 15 тыс. руб. и образовательный - среднее образование. Характерно, что в лице мирового судьи объединялось следствие, судебное разбирательство и обвинение. Мировым судьям были подсудны дела, за совершение которых виновный мог быть подвергнут выговору, замечанию и внушению, денежному взысканию не свыше 30 руб., аресту не более трех месяцев, заключению в тюрьму не свыше одного года, заключению в рабочий дом за совершение краж, мошенничество, лесные порубки, присвоение найденного имущества и др.

Интересно то, что "Устав уголовного судопроизводства" предоставлял мировому судье право уменьшать предусмотренную законом меру наказания, если имелись смягчающие вину обстоятельства, так, например, если преступление было совершено в первый раз.

Апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных мировыми судьями, был съезд мировых судей. Из своей среды мировые судьи избирали председателя, который руководил деятельностью данного судебного органа. В компетенцию съездов входило утверждение приговоров мировых судей или вынесение новых в пределах жалобы.

Итак, особенностью данных судов было то, что они избирались, в то время как все остальные назначались правительством. К местным судам относился и волостной суд, который решал незначительные тяжбы крестьян, состав его избирался волостным сходом в количестве двенадцати очередных членов, не в суде участвовало не менее трех.

Для рассмотрения уголовных и гражданских дел шире компетенции мировых судов были созданы общие судебные места, они также состояли из двух судебных инстанций.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя, членов (ст. 77) и нескольких отделений: гражданского, уголовного и коронного суда.

Состав окружного суда по представлению министра юстиции назначался императором. Статьи 407-409 "Судебных Уставов" закрепляли институт кандидатов на судебные должности. Ими могли быть лица, имеющие юридическое образование и соответствующую практику работы в судебных и следственных органах.

Устав отмечал, что окружным судам подсудны все дела, изъятые из ведомства мировых судей. Судебное разбирательство в окружном суде зависело от того, рассматривалось ли дело с участием или без участия присяжных заседателей. Так, например, уголовные дела о преступлениях, или проступках, за которые по закону назначалось наказание, связанное с лишением или ограничением состояния, производились окружным судом с присяжными заседателями, в лице которых были соединены функции правозаступников и судебных представителей. Адвокат имел право выступать по уголовным делам, наказания за которые были связаны с лишением или ограничением прав состояния.

Статья 353 гласила, что "присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избиранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях Советов присяжных поверенных я председателей Судебных мест". Итак, введение суда присяжных явилось важным демократическим институтом буржуазного судебного права. Для назначения в присяжные заседатели были определены условия (возраст, владение имуществом, место жительства, род деятельности и т. д.). В зависимости от этих условий составлялись списки присяжных заседателей. В судебном заседании стороны могли отводить присяжных заседателей, не объясняя причин отвода. При рассмотрении дела в суде присяжные выносили вердикт (изречение истины оправдательный или обвинительный, который передавался председателю). При оправдательном вердикте суд немедленно освобождал подсудимого, а при обвинительном - выслушивалось заключение прокурора, а затем выносился приговор. Приговор с участием присяжных заседателей считался окончательным и обжалованию в апелляционном порядке не подлежал. Однако следует заметить, что из подсудности суда присяжных были изъяты все без исключения гражданские дела. Кроме присяжных поверенных, состоящих в коллегиях при судах, были и частные поверенные, выступавшие по доверенностям сторон.

Второй инстанцией для окружных судов являлась Судебная палата по делам, решавшимся без участия присяжных заседателей. Она создавалась в каждом округе, состоявшем из нескольких губерний по особому расписанию (ст. 110). Судебная палата состояла из департамента гражданских и уголовных дел. Члены Судебной палаты назначались правительством. При Судебной палате находилось "Особое присутствие", которое состояло из председателя, трех членов, представителей от основных сословий Российской империи.

Общее руководство судебной системой и высшей судебной инстанцией осуществлял Сенат - верховный кассационный суд с двумя департаментами уголовных и гражданских дел (ст. 144).

Функции Сената не исчерпывались рассмотрением дел в кассационном порядке. Он являлся судом первой инстанции по делам о должностных преступлениям высших должностных лиц.

По закону 1875 г. в составе Сената было учреждено высшее дисциплинарное присутствие для производства дел о дисциплинарных нарушениях лиц судебного ведомства.

Наряду с судебной реформой еще 17 апреля 1863 г. был издан закон об отмене телесных наказаний в России. Однако они сохранялись для солдат, переведенных в разряд "штрафных" для ссыльных и каторжан, а также для крестьян по постановлениям волостных судов.

Несмотря на то, что судебная реформа была одной из наиболее последовательных буржуазных реформ того времени, она содержала и феодально-крепостнические пережитки, что находило свое выражение в сохранении ведомственных судов (военного, коммерческого, духовного), и сословного крестьянского суда.

Новые Судебные Уставы не были введены в Средней Азии, Сибири, на окраинах европейской России, не везде вводился и суд присяжных заседателей.

Судебная реформа была наиболее буржуазной из всех реформ 2-й половины XIX в., она оказала большое влияние на дальнейшее развитие судебной системы России.

[Учебные материалы]  [Доска сообщений]  [Форум]  [Полезные ссылки]  [Оглавление]

 

Высшее юридическое образование ON-LINE

 



Хостинг от uCoz